Усилена справедливость и независимость судебной власти

Подробнее

Основные показатели

  • Верховный суд
  • 28 областных судов
  • 193 районных (городских) суда по уголовным делам
  • 75 межрайонных, районных судов по гражданским делам
  • 1 Высший хозяйственный суд и 14 областных хозяйственных судов
  • не существовало
  • 11 военных судов
  • Верховный суд
  • 14 областных судов
  • 204 суда по уголовным делам
  • 80 судов по гражданским делам
  • 68 экономических судов
  • 28 административных судов; из них: 14 областных судов, 14 межрайонных судов
  • 6 военных судов
  • Рассмотрение данных жалоб осуществлялось судами по гражданским и хозяйственным делам
  • Обеспечена реализация конституционно гарантированного права на обращение в суд для обжалования незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц
  • Ранее административные суды не функционировали
  • В 2019-2020 годах административными судами рассмотрено 31,3 тыс. заявлений, из них удовлетворено 21,2 тыс. (почти 70%). В том числе, более 2,6 тысячи решений хокимов были признаны незаконными с восстановлением нарушенных права граждан и юридических лиц
  • 914
  • 1253
Общее число судей увеличено на 27%, в результате усилен судейский корпус
Верховный суд
  • 34
  • 73
Суды по гражданским делам
  • 362
  • 382
Суды по хозяйственным делам
  • 143
Экономические суды
  • 223
Суды по уголовным делам
  • 476
  • 498
Административные суды
  • не существовали
  • 143
Военные суды
  • 42
  • 12
  • Данного института не существовало
  • При Олий Мажлисе создана Комиссия по содействию обеспечения независимости судебной власти
  • Действовала Высшая квалификационная комиссия при Президенте Республики Узбекистан
  • Создан Высший судейский совет Республики Узбекистан, являющийся органом судейского сообщества
В результате механизмы отбора и назначения судей стали независимыми и прозрачными
  • Председатель Высшей квалификационной комиссии назначался указом Президента Республики Узбекистан из числа членов Сената
  • Председатель Высшего судейского совета назначается Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан
В результате механизмы отбора и назначения судей стали независимыми и прозрачными
  • Высшая квалификационная комиссия имела 14 полномочий
  • Высшему судейскому совету Республики Узбекистан предоставлены 29 полномочий
  • Состав Высшей квалификационной комиссии состоял из 17 членов и формировался из представителей законодательной, исполнительной власти и правоохранительных органов
  • Состав Высшего судейского совета Республики Узбекистан состоит из 21 члена и формируется из числа судей, а также представителей институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в сфере права
  • Судьи назначались только на 5-летний срок
  • Судья назначается на первоначальный 5-летний срок, очередной 10-летний срок и последующий бессрочный период пребывания в должности
  • Все 914 действующих судей назначались только на 5 лет

Из 1 253 действующих судей:

  • 586 назначены на первый 5-летний срок
  • 603 – на 10-летний срок
  • 64 – на бессрочный период
  • 30 лет
  • 35 лет
  • Не было установлено
  • Для судей Верховного суда – 70 лет
  • для судей других судов – 65 лет
  • Ранее подготовку кандидатов и повышение квалификации судей осуществлял Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции – орган исполнительной власти
  • Создана Высшая школа судей при Высшем судейском совете

В Центре повышения квалификации юристов имелись:

  • 3-месячный курс подготовки к судейству
  • 2-недельный курс повышения квалификации судей
  • не существовал

В настоящее время в Высшей школе судей организованы:

  • 1-летний курс подготовки к судейству
  • 2-недельный курс обучения по повышению квалификации
  • 2-месячные курсы по переподготовке на руководящую должность
  • Ранее этими вопросами занимался соответствующий департамент при Министерстве юстиции
  • Создан Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном cуде Республики Узбекистан

Получали заработную плату:

  • судья Верховного суда – 616,6 тыс. сум
  • судья областного суда – 527,6 тыс. сум
  • судья районного суда – 498,7 тыс. сум

Получают заработную плату:

  • судья Верховного суда – 9,1 млн. сум
  • судья областного суда – 7,6 млн. сум
  • судья районного суда – 7,2 млн. сум
  • до 2019 года страхование не осуществлялось
  • в 2019 году 1 261 судья был застрахован на сумму 1 млрд. 295,4 млн. сум
  • в 2020 году 1 378 штатных единиц судей – на сумму 1 млрд. 841,4 млн. сум
  • в 1 квартале 2021 года 1 326 штатных единиц судей – на сумму 1 млрд. 677,8 млн. сум
  • Данный институт действовал на практике и оказывал негативное влияние на развитие системы справедливого правосудия
  • Отменен институт возвращения судом уголовного дела на дополнительное расследование
  • В 2007-2016 годах общее число несправедливо осужденных и оправданных – 138 человек
По сравнению с показателями 2017-2020 годов составляет 4,9%
  • В 2017-2020 годах общее число несправедливо обвиненных и оправданных составило 2 770 человек
  • 22 388 человек освобождены из зала суда
  • 14 191 человек освобождены из зала суда
за последние 4 года количество граждан, освобожденных из зала суда, составило 36,6% от общего числа лиц, освобожденных из зала суда за последние 25 лет
  • Данного программного обеспечения не существовало, дела между судьями распределялись председателями судов
  • В судах внедрено программное обеспечение для автоматического распределения дел между судьями
  • Данного программного обеспечения не существовало
  • С момента внедрения программного обеспечения всего 1 862 076 дел автоматически распределены между судьями

Из них:

  • 75 506 дел в судах по уголовным делам
  • 363 034 дел в судах по гражданским делам
  • 979 300 дел в административных судах
  • 444 236 дел в экономических судах

До 2016 года суды имели право применять только 5 видов мер процессуального принуждения, в частности:

  • заключение под стражу
  • домашний арест
  • отсутствовала
  • отстранение подсудимого от должности
  • помещение лица в медицинское учреждение
  • отсутствовала
  • рассмотрение обращения о применении акта амнистии
  • отсутствовала
  • отсутствовала
  • отсутствовала

На сегодняшний день суды уполномочены применять в общей сложности 10 видов мер процессуального принуждения, в частности:

  • заключение под стражу
  • домашний арест
  • продление срока заключения под стражу или домашнего ареста
  • отстранение подсудимого от должности
  • помещение лица в медицинское учреждение
  • продление срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении
  • рассмотрение обращения о применении акта амнистии
  • приостановление действия паспорта
  • арест почтовых и телеграфных отправлений
  • эксгумация трупа
  • Данный институт отсутствовал
  • Введен институт медиации
  • Отсутствовали дела, прекращенные на основании медиативного соглашения
  • В 2019-2020 годах количество дел, прекращенных на основании примирения или медиативного соглашения, в судах по гражданским делам составило 1 381, а в экономических судах – 1 714

Направления раздела

Вернуться к началу © 2017–2021 «Реформы Узбекистана»