Основные результаты фискальной политики
Основные показатели
Объем ВВП вырос в 2,3 раза
1991-2016
2017-2020
Ожидаемые результаты в 2030 году
- Всемирный банк прогнозирует, что рост экономики Узбекистана в 2021 г. и 2022 г. достигнет 4,8% и 5,5% соответственно, а ЕБРР - 5,6% в 2021 году и 6% в 2022 году. Проводимые экономические реформы уже дают ощутимый положительный эффект, который в условиях постпандемийного восстановительного роста мировой экономики будет только усиливаться.
- По прогнозам Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан среднегодовые темпы роста ВВП страны до 2030 года будет обеспечиваться на уровне 6-7%. Ожидается, что ВВП достигнет 100 млрд. долл. США в течение следующих 5 лет.
1991-2016
- Объём ВВП на душу населения был 1 068 долл. США
2017-2020
- Объём ВВП на душу населения достиг 1 700 долл. США
Ожидаемые результаты в 2030 году
- ВВП на душу населения достигнет 2 500 долларов США в 2025 году и 4 200 долларов США в 2030 году
Доходы бюджета увеличились в 2,7 раза
1991-2016
- в 2016 году – 41 трлн. сум
2017-2020
- За период 2017-2020 годов доходы государственного бюджета в целом увеличились в 2,7 раза. При этом поступления по прямым налогам увеличились в 3,9 раза, косвенным налогам - в 1,8 раза, налогам на ресурсы и налогу на имущество - в 3,1 раза. Рост доходов бюджета произошел в основном за счет увеличения количества налогоплательщиков. В итоге доходы государственного бюджета в 2020 году выросли до 158,9 трлн. сум
Ожидаемые результаты в 2030 году
- В соответствии с фискальной стратегией Республики Узбекистан на 2021-2023 годы определены меры, направленные на увеличение экономического роста на 5,1% в 2021 году, на 5,8% в 2022 году и на 5,4% в 2023 году
Золотовалютные резервы (млрд. долл. США)
1991-2016
- в 2016 году – 25 млрд. долл. США
2017-2020
- По состоянию на 1 июня 2021 года составляют 35,5 млрд. долл. США
Налоговая реформа
1991-2016
- Нормы, установленные в старом Налоговом кодексе, привели к «росту теневой экономики»
2017-2020
- Одной ключевой реформой, направленной на снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы, стало введение новой редакции Налогового кодекса. С 2018 года взят курс на поэтапную отмену налоговых льгот и преференций. С введением новой версии Налогового кодекса с первого дня 2020 года большинство налоговых льгот было отменено. Но COVID-19 вынудил правительство обратиться к налоговым льготам в рамках беспрецедентного правительственного пакета стимулов в борьбе с пандемией с целью поддержки населения и экономики
Ожидаемые результаты в 2030 году
- В ближайшие годы продолжатся дальнейшие улучшения в налоговой политике. В частности, роль экологических налогов остается незначительной, что требует повышения экологической направленности налогообложения. Важными направлениями налоговой реформы также будут: снижение налогового давления на расходы предприятий, усиление парораспределительной функции налогов на собственность, стимулирование инвестиций и инноваций
Виды налоговых проверок сократились в 4 раза
1991-2016
- Было 13
2017-2020
- Уменьшено до 3
Ставка Единого социального платежа
1991-2016
- Была 15% для малых предприятий и 25% для крупных предприятий, кроме бюджетных организаций и государственных предприятий
2017-2020
- Снижена до 12%
Ставка налога на прибыль
1991-2016
- Была 14%
2017-2020
- Снижена до 12%
Ставка налога на добавленную стоимость
1991-2016
- Была 20%
2017-2020
- Снижена до 15%
Ставка налога на имущество юридических лиц
1991-2016
- Была 5%
2017-2020
- Снижена до 2%
Виды налогов
1991-2016
- Было 13
2017-2020
- Уменьшено до 9